Автор Тема: Может ли атеист быть нравственным человеком?  (Прочитано 539 раз)

Надежда

  • Гость
Исторически нравственность тесно связана с религией.
Причём эта связь зачастую односторонняя. Гораздо чаще нравственность формируется религией, нежели религия отвергается из нравственных соображений.
При этом религиозная нравственность настолько же устойчива, насколько устойчивы религиозные убеждения как таковые. Про нравственность атеистов же сходу хочется сказать, что у неё нет никаких сколь-либо надёжных опор. «Бога нет – значит, всё дозволено».
С другой стороны – и происхождение атеистической нравственности неясно.
С третьей же стороны - как в истории свободомыслия, так и в истории атеистических государств или организаций можно найти массу примеров героизма и самопожертвования, которые не могут не восхищать своим высоким нравственным значением.
С четвёртой стороны - в истории тех же государств и организаций можно обнаружить и не меньшее количество событий, отвратительных с нравственной точки зрения - в то время как подвиги возможно объяснимы религиозными пережитками или проявлением квазирелигиозности.

А в итоге-то что? – Может ли атеист быть нравственным человеком?
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2011, 00:32:54 от Надежда »

Дмитрий Панфилов

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 412
  • Карма: +364/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли атеист быть нравственным человеком?
« Ответ #1 : 23 Сентябрь 2011, 23:51:51 »
Здесь Надежда ты подняла очень интересную для меня тему с точки зрения, значения нравственности и её происхождения. Я бы добавил сюда мораль т.к. эти понятия, если не тождественны, то по крайней мере связаны. Прежде хочу внести свою поправку, в том, что нравственность создает не только религия, но и любая культура в целом.  Еще Фрейд и не только он писал о значении культуры и его влиянии на подавлении либидозных влечений.  У животных нет культуры и они свободно проявляют свои влечения. Здесь мое мнение состоит в том, что культура не просто подавляет либидозные влечения, но и много других желаний, стремлений. Она т.е. культура выполняет некую сдерживающие-регламентирующую функцию для общество и "чешит всех под одну гребенку"  и естественно все особенности многообразия личностных потребностей, мотивов, влечений и вариантов их воплощений вместить не может. Выскажу предположение, что культуре как и массе необходимо чему-то противостоять, например это культурный человек, а это быдло, это манеры, а это их отсутствие, это мат, а это литературная речь, а раз противостоять, то что-то в любом случае остается "вытесненным", а вытеснение это одна из предпосылок невроза у личности (не сам невроз конечно). А есть ли невроз у общества? не мне конечно отвечать на этот вопрос, но мне кажется это как раз о том что ты пишет Надежда, когда в обществе атеистов происходят страшные с точки зрения нравственности, морали да и гуманизма вещи - жестокие убийства, зомбирование, эксперименты над людьми и т.д. (но тоже происходит и у верующих обществ). На счет "Если нет Бога - все можно", здесь как раз вопрос не религии и не культуры, а вопрос отрицания, как будто противостояния Богу, звучит как скрытая обида ребенка с которого сняли запреты, если не веришь в него, то почему обязательно должна быть вседозволенность? В обществах атеистичных как раз в СССР - ценились порядочность, интеллигентность, скромность, честность - не это ли входит в нравственность? И религия здесь не причем. Поэтому все же культура является источником нравственности и продуктом культуры есть религия. И здесь ответом на вопрос: Может ли атеист быть нравственным человеком? - у меня будет - конечно будет, только ему от этого не легче!

Zigmund

  • Гость
Re: Может ли атеист быть нравственным человеком?
« Ответ #2 : 26 Сентябрь 2011, 17:20:28 »
А по моему атеизм-это подмена понятия отрицания определенного вероучения и не имеет к нравственности ничего общего(вера в отсутствие бога-уже не отсутствие веры).Поведение напрямую зависит от воспитания(средовой фактор) и генетики.А "нравственность" в каждом отдельном обществе является переменной функцией и отношения к убеждениям особо не имеет.Так же- как вера не имеет отношения к знанию,убеждению,уверенности и истине.Ну и нравственность понятие растяжимое и зависит от места расположения наблюдателя.
P.S.Победителей не судят!!!

Дмитрий Панфилов

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 412
  • Карма: +364/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли атеист быть нравственным человеком?
« Ответ #3 : 26 Сентябрь 2011, 21:26:57 »
Насчет того , что атеизм это своеобразное отрицание религии см. этимологию этого слова, но не только, это своеобразная часть мировоззрения человека, философия, это намного больше чем просто отрицание, т.к. атеистическим мировоззрением обладают многие (но не все) ученые, иначе зачем заниматься теориями происхождения мира, эволюцией  и т.д., если все уже как бы объяснила религия. Поэты, тоже пользуются атеистическим мировоззрением, психологи, которые считают, что преступления объясняться не дьявольским вмешательством, а, например, особенностями воспитания или врожденными генетически психопатиями, а хорошие не божьей искрой, а следствием воспитания. Ваше утверждение о том, что атеизм не имеет отношения нравственности неверен, во-первых ввиду отсутствия аргумента, во-вторых атеизм культурное явление, как и религия (об этом я писал выше), современные атеисты независимо от религии придерживаются законом морали и нравственности, конкретного общества и атеизм часть их мировоззрения. Тем более вопрос звучал "Может ли атеист быть нравственным?". И базовый аргумент состоял в том, что нравственность в основном продукт религии, а если ты вне ее (как вариант атеист)? Вот причем здесь атеизм к нравственности. На счет поведения согласен -  в широком смысле именно от фенотипа и генотипа оно зависит, но это как раз опровергает следующий тезис: "А "нравственность" в каждом отдельном обществе является переменной функцией и отношения к убеждениям особо не имеет" - Нравственность не входит в убеждения? А куда тогда? И откуда она вдруг появилась если не из убеждений общества? Или по вашему поведение зависит от фенотипа и генотипа, а нравственность нет? И еще ваша сентенция : "Так же- как вера не имеет отношения к знанию,убеждению,уверенности и истине!" - так мы не о вере, а о религии.
P.S. Победителей часто судят постфактум

Надежда

  • Гость
Re: Может ли атеист быть нравственным человеком?
« Ответ #4 : 27 Сентябрь 2011, 11:35:28 »
Да, Дмитрий, я согласна с тобой. Но для меня - это попрежнему остается довольно сложным вопросом, т.к. обосновываются противоположные мнения. С одной стороны, в науке сильна позиция согласно которой одновременно с человеком появляется и религиозная вера (то есть вера в существование сверхъестественных сил). А отсюда вполне следует, что религиозность- источник нравственности. Поэтому атеизм - это нонсенс, возникший в общественном сознании наверное только где-нибудь в эпоху Нового времени у французских материалистов, в рамках механистического материализма. С позиции атеистического анархо-синдикализма, в частности по мнению Петра Кропоткина, человеческий вид выживает за счёт соблюдения нравственных правил (по сути логическое продолжение Дарвинизма), унаследованных от животных - этим правилам фактически придаётся статус "инстинкта".
Но в любом случае, на мой взгляд, в начале необходимо определиться с ТЕРМИНОЛОГИЕЙ (найти консенсус-устраивающие всех определения), с тем, что же такое нравственность и религиозность, а так же ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: а существует ли атеизм в "чистом виде" - не является ли он разновидностью религиозной веры или просто лукавством с самим собой и окружающими (вспоминается набившее оскомину выражение одного американского генерала: "...в окопах нет атеистов - там есть дураки...")

Irusiatinka

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 619
  • Карма: +84/-2
    • Просмотр профиля
Re: Может ли атеист быть нравственным человеком?
« Ответ #5 : 28 Сентябрь 2011, 09:17:19 »
Я думаю, что в атеизме (конечно, имеющем определённые рамки), нет ничего плохого. Отрицание сверхъестественного в современном мире помогает смотреть на мир не то чтобы более приземлено, но более практично.
Что же касается связи атеизма и нравственности. Религия является предпосылкой формирования у человека системы ценностей и взглядов. Но тут также всё зависит и от типа религии. Нравственный мусульманин вряд ли будет близок по своей модели поведения нравственному католику. В то же время, нравственность может существовать и у атеистов. Воспитание, «среда обитания», образование, жизненные приоритеты – всё это может формировать нравственность. Конечно, отрицать нельзя, что религия в этом процессе может играть вспомогательную (но не решающую) роль.
Твою мать, не унывать!

Геннадий Геннадиевич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Любая религия в первую очередь есть носитель некой морали и ценностей. Но далеко не все носители морали являются религией.